Работа гейко и майко заключается в том, чтобы угодить клиенту.
Гейши закреплялись за отдельными районами чайных домиков, называвшимися ханамати - город цветов. В одном Киото ныне
5 таких ханамати. У каждого из них есть своя регистрационная контора - кэмбан. Практикующая гейша должна быть
зарегистрирована в кэмбане, где она получает направления на работу по заявкам из ресторанов, входящих в ассоциацию
Рётэй кумиаи (Союз ресторанов). Рётэй - это уважительное название национального ресторана, хотя в Киото подобные
заведения предпочитают именовать отяя - чайный домик. Кстати, там, в основном лишь обслуживают гостей, а еду приносят
из рёрия - своеобразных централизованных цехов-кухонь.
Банкеты, на которых присутствуют гейши, называются озасики. Еще этим словом обозначают комнату,
в которой проходит банкет.
Формальные озасики проходят примерно с 7 до 9 вечера, а с 9 до 1-2 ночи - неформальные.
Гейко, которые танцуют, называются татиката. Они должны быть красивыми, они всегда вытупают на крупных мероприятиях
и им очень важно побыть майко.
Дзиката - это те гейко, которые аккомпанируют во время танца - пением, игрой на музыкальных инструментах. Их внешность
не сильно важна, и на крупных мероприятиях они стоят в сторонке и поют\играют. Дзиката гейко стать проще и можно
пропустить пребывание майко.
Гость уславливается о вечере с гейшей через ресторан (или чайный домик). При этом можно договориться о визите
нескольких гейш и целого оркестра сопровождающих их аккомпаниаторов. Само собой, оговариваются и условия оплаты.
Они равны для всех гейш, практикующих в рамках данного ханамати. Заработок гейши по традиции исчисляется "палочками"
(имеется в виду время, за которое сгорает одна ароматическая палочка) и называется сенкоодай или гёкудай в Токио, а в
Киото - охана или ханадай. Так банкет с 18.00 до 19.30 оценивается временем в три палочки. В любом случае это очень
дорого. Поэтому приглашение на ужин с гейшами - проявление огромного уважения.
Все деньги подсчитываются отяя, кэнбан (организация, выступающая на стороне гейко) и окия, чтобы не было просчетов.
В окия на каждую гейко и майко заведена бухгалтерская книга, где записываются все ее расходы и доходы.
Жители страны восходящего солнца прекрасно знают, кто такие гейко, и тем не менее 99% японцев никогда не встречались
с ними. Почему? Слишком дорого. Два часа в обществе гейши стоят около четверти годовой зарплаты среднестатистического
служащего. Лишь высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены могут позволить себе провести вечер или ночь в чайном
домике, где царствуют гейши в обстановке изысканности, остающейся неизменной вот уже три века.
"Сценарий" вечера в обществе гейко:
Первыми в комнату входят самые молодые гейко (майко), потом - постарше.
Сначала им надо поздороваться с другими гейко\майко, потом с ока-сан (хозякой отяя\рётэй), а затем уже с клиентами.
Первые 40-50 минут клиент ест, пьет, а гейко сидит рядом и просто разговаривает с ним. При этом гейко и майко не
позволено есть или пить при клиенте, как бы им этого не хотелось.
Известно, что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие, даже весьма краткосрочное, означает
высокий уровень банкета. Развлекая гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности
и по мере потребности интеллектуального общения.
Последнее требует от гейш еще и образованности, особенно в области классической восточной литературы и поэзии. Но
все-таки вряд ли стоит идеализировать мир гейш. В нем, как и в среде актеров, всегда существовали разные уровни -
соответственно таланту и мастерству. Если гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с гостями,
демонстрируя главным образом свое искусство, то их "коллеги" попроще весь вечер могут провести, непринужденно общаясь с
клиентами, иногда не отказываясь принять от гостя и чашечку сакэ.
Сегодня высшую ступень в иерархии занимают своего рода гейши-аристократки. Они ангажированы почти исключительно на
официальные правительственные и полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские государственные деятели и
бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы.
В отличие от юдзё, гейши изначально работали не только и не столько в "веселых кварталах". Они приходили по вызовам
всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки (гейши называли их "дзасики" - буквально это переводится как
"комната", клиенты - "энкай", "банкет"). Основное достоинство гейш - умение весело и остроумно поддерживать беседу.
Они шутят, читают стихи, поют песни, танцуют, аккомпанируют мужскому пению, организовывают немудреные, но веселые
групповые игры. Основной музыкальный инструмент для гейш - трехструнный сямисэн. Развлекая гостей, гейши создают для
них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности и по мере потребности - интеллектуального общения.
Официально секс в программу развлечений гейш не входил, так как они не имели на него правительственной лицензии. В
реальности, однако, все зависело от договора между гейшей и клиентом. Как и юдзё, гейши часто заводили полуофициальных
поклонников-любовников.
Другая важная функция гейши во время застолья (на правах хозяек, а гейши ведут себя именно как японские хозяева, то
есть предельно услужливо по отношению к гостю) - подливать гостям саке. В Японии во время пиршества не принято наливать
себе спиртное самому. С другой стороны, очень важно, кто, как и сколько кому наливает.
Помимо умения наливать саке, существенным для гейши является также умение его пить или изображать, что пьешь. Зато во
время банкетов гейши никогда не едят. Они все время перемещаются между гостями, так чтобы каждая обязательно побывала
у почетных гостей и места рядом с ними никогда не пустовали. Гейша крайне наблюдательна и всегда точно знает куда и
когда ей подойти. Еду же они никогда не подносят. Это обязанность служанок, но никак не "хозяек".
Японские компании часто устраивают для иностранцев традиционный ужин с гейшами. Девушки оказывают гостям тысячи знаков
внимания, следят, чтобы бокал всегда был полон, обмахивают веером, убирают в сторону пиджак, зажигают сигарету, но на
этом - все. В середине ужина они устраиваются на миниатюрной сцене, где, сидя на коленях, играют на национальном
трехструнном музыкальном инструменте. Гейши танцуют, декламируют стихи. Затем вновь подсаживаются к гостям со спичками
в руках или кусочками бумаги, из которых вырезают различные фигурки - надо отгадать их значение.
Минараи и майко говорить можно очень мало.
По ночам гейко\майко, возвращающихся с озасики, ожидают в окия самые молодые сикоми.
Литература:
http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0010/17.shtml
http://www.diary.ru/~kyotogeisha?from=20