Untitled
Форум
Ссылки
Карта сайта









Информация взята с сайта:
Записки японской домохоЗайки


Понятие "мода" бытовало и тут. И на основе базовых причесок местные дамы и кавалеры, желавшие выглядеть круто и гламурно, накручивали на головах бешеное количество всевозможных вариаций. Дабы выделяться из общей массы таких же пригламуренных.
Обзор будет из серии "галопом по Европам".
Если начинать совсем уж сначала, то древнейшие местные прически мало отличались от таковых в любом другом первобытном сообществе. Если естественную лохматость без особого гендерного разделения вообще можно назвать прической.



Период Кофун (250-538 гг.)


Как только общество мало-мальски дифференцировалось, понадобилось выделять самых достойных из общей толпы. Понятно, что это можно сделать как одеждой, так и прическами. И то, и другое наглядно показывает статус и принадлежность к какой-либо группе.
Самыми важными в древней Японии считались жрецы. И вместе с особой одеждой прически должны были подчеркнуть их значимость и связи с богами.
По результатам археологических изысканий (раскопки японских "пирамид" - кофун) предполагается, что прически жрецов синто и, по совместительству, вождей первых японских городов-государств выглядели примерно так:
Называется это "тайко-шимада". Это прототип женской прически, которая значительно позже (добрых полторы тыщи лет спустя) стала практически повсеместной и обзавелась значительным числом вариаций.
Завязывались волосы сухой травой, а украшениями служили цветы и ветви растений и первые деревянные гребни.


Мужские прически выглядели примерно так:
Называется это "мизура".

Волосы, поделенные пополам строго по ценру головы, подвязывались над ушами петлями в форме бобов (отсюда и название).
Замечу, что волосы мужчины не стригли! Не только жрецы или вожди, но и простые люди подвязывали волосы так, чтобы они не мешали работе, но не стригли.
Волосам приписывалась мистическая сила, связанная с жизнью и здоровьем каждого конкретного человека. Состричь волосы означало оставить этот мир, отречься от него или умереть.
В таком вот костюме и с такой прической принято изображать древнейших синтоистских богов(смотрите рис. выше - Бог Сусаноо-но-Микото из "Заячьего храма").


Период Асука (538-710гг.)


Во время Асука периода японской истории древнее японское государство наладило контакты с ближайшими соседями через море - Кореей и Китаем. Понятное дело, что помимо всяческих очень серьезных культурных ценностей вроде буддизма, литературы, письменности и прочей философии японцев интересовали вещи и попроще: что носят и как причесываются. Этот период японской моды известен влиянием корейского и китайского стилей на одежду и прически.
Общий вид можно описать как зачесанные кверху волосы, закрученные в небольшие фигурные "пучки", основание которых обмотано излишком волос.
Прическа "соукеи" - дословно "парочка молотков". Прическа "зуджёуникеи", другая вариация на тему "молотка". Украшения для такой прически сделаны из металла (чаще всего благородных металлов, потому как обычно носилось дамами из аристократии). Прическа "коукеи". Также эту прическу называют "юри магэ" ( пучок в форме лилии) за элегантную простоту. Будучи украшена побрякушками из драгоценных металлов (золота или серебра) прическа называется "хоукеи" - "драгоценный молоток


Статуэтки с такими прическами до сих пор хранятся в древних храмах в Наре - Хорюджи и Шосоин.

Прически эти частично пережили и Нара период японской истории (710-794 гг.), т.е. все то время, пока влияние Китая и Кореи на японскую культуру оставалось значительным.
Фото с фестиваля Эпох в Киото.



Мужские прически также копировали стиль, принятый при корейском и китайском дворах:
И точно также характеризуется зачесанными кверху волосами, скрепленными в тугой торчащий пучок. На этот пучок сверху надевалась шляпка-корона "канмури". Потому и прическа называлась "канмури-шита-но мотодори" - дословно "пучок под корону".
Шляпки-короны "канмури", позаимствованные из Кореи, выглядели примерно так:
На это рисунке показаны все возможные вариации канмури, существовашие на протяжении примерно тысячи лет. Шляпки-короны эти дожили вплоть до наших дней. Форма и вид зависели от положения при дворе носителя и оказии, при которой эту корону надлежало носить.
Канмури шили из тонкого шелка строго по размеру головы того, кто собирался это носить. А потом покрывали толстым слоем черного лака для придания жесткости. Именно потому такая крепко сидящая корона обычно не нуждалась в дополнительных креплениях и носилась как своего рода "нижнее белье": снимали ее только когда нужно было голову помыть, а делали это нечасто (раз в месяц примерно).

В связи с появлением подоного рода причесок и постоянно носимых шляпок одновременно появились и знаменитые японские "подушки"-макура, которые фактически представляли собой подставку под нижнюю часть затылка. Чтоб не помять прическу и шляпку.
Вот, к примеру, "подушечка" из дерева:
Для гигиеничности и большего комфорта такую "кимакура" (дословно "деревянная подушка") обматывали куском ткани.

Тут надобно сказать, что все эти навороты с "молотками" и "мотодори" имели хождение только в среде аристократической и близкой к таковой. Простые люди подобными излишествами не увлекались. И волосы подвязывались "хвостом" сзади или приматывались тканью на манер простейшего тюрбана.
Такой вот стиль "прически" среди простонародья просуществовал вплоть до Эдо-эры. А в некоторых регионах и до Мейджи.






Хэйан (794-1185 гг.)


С переносом столицы в Хэйан начался период японской истории Хэйан (794-1185 гг.) и закончилось прямое влияние Китая на многие стороны жизни япоцев того времени. В моду вошла самобытность.
Накручивать на голове "молотки" и прочие "вавилоны" стало негламурно. У женщин красивыми начали считаться длинные расщущенные волосы. Чем длиннее - тем круче и красивее. Известная доля истины тут есть: по волосам можно неплохо оценить состояние здоровья их владелицы.
Хорошо всем знакомая прическа. Стиль называется "сагэ-гами" (дословно "волосы, опущенные вниз"). В пределах этого стиля существовало довольно много вариаций. На картинке, например, прическа, называемая "даисуихатсу" Это "суихатсу". Характеризуется наличием "бантика" на хвосте. Бантики эти называются "такэнага" и делались, а также делаются и сейчас, из японской бумаги "ваши".
Девочкам волосы начинали отращивать как можно раньше. Чтобы не мешались, пряди около висков подвязывали бантиками-такэнага.
Поскольку на фото девочки современные, то у одной из них отрезана челка. Во времена Хэйана вещь совершенно недопустимая.
Когда девочка достигала возраста возможного выхода замуж (грубо говоря, когда у нее начинались месячные), прическа менялась на взрослую: бантики по бокам более не завязывались.
Как только девушка получала предложение выйти замуж и ее родители соглашались на это, несколько прядей волос по бокам подстригались на уровне груди, образуя так называемые "сагэгами-но бинсоги". По наличию таких укороченных прядей можно было судить, свободна ли дама.
Вариаций причесок с "бантиком" существовало довольно много. Волосы красиво раскладывались дугами по спине и в местах соединения фиксировались завязочками-такэнага. Чтоб красиво было.
Стиль "сагэгами" просуществовал вплоть до Эдо-эры с незначительными вариациями в разные эпохи и у разных слоев высшего японского общества.

Мужские прически во времена Хэйана не сильно изменились по сравнению с модами времен Нары и Асуки.
Аристократические мужчины носили все те же "канмури-шита-но мотодори" и шляпки-конмури.
Разница только в том, что теперь (имеется в виду, во время Хэйана) ширина пучка стала значительно меньше за счет того, что волосы обрезались под определенный размер короны. И обматывались шнурком для конкретно вертикального стояния:
Процедура причесывания и подравнивания волос под такую прическу у лиц важных (типа членов императорской фамилии) превращалась в особую церемонию.
Такую прическу носили только взрослые совершеннолетние мужчины. Мальчики носили длинные волосы, которые либо подвязывались на манер "мизура" (петлями над ушами), либо просто хвостом сзади. На церемонии совершеннолетия мальчикам торжественно отрезали длинные локоны и закручивали остатки волос в дулю на макушке.

Ко времени Хэйана относится и появление мужских причесок с выбритой макушкой.
Прическа типа "сакаяки" предназначалась для ношения исключительно военным сословием. Самурайский причесон.
Связано такое было с двумя целями: прическа предназначалась для ношения под шлемом. Толстый хвост на макушке должен был работать амортизатором при ударе по кумполу. И выбриванием части волос частично же решалась проблема вшей, которая в условиях полевой жизни была остра, как никакя другая.
Таким образом, по положению хвоста на голове мужчины можно было легко определить к какому сословию он принадлежит: хвост торчком - аристократ, хвост плотно прилегает к макушке - профессиональный военный.
Но модные молодые люди самурайского сословия в пределах привязанного к макушке хвоста изобрели огромное количество вариаций.         
К вопросу "почему хвост не сваливался": волосы густо смазывались "бинтсукэ-абура" (помада для волос на основе растительного воска), сначала связывались в "конский хвост" на затылке, потом хвост этот загибался кверху на макушку и в таком положении еще раз перехватывался шнурком у основания.


Муромачи (1336-1573 гг.)


Когда во времена Муромачи (1336-1573 гг.) Япония вновь начала активно контактировать с соседями (и даже первые еропейцы посетили японские острова), прически также стали активно видоизменяться.
И, как и тысячу лет назад, снова в сторону поднятия волос наверх и завязывания узлов из волос.
Прическа "тамамусуби" ("круглый узел"). Величина "петли" на затылке варьировалась в зависимости от длины волос женщины и ее личных предпочтений. Другой вариант причесок времен Муромачи и Момояма: "Нэ юи суихатсу". Волосы собирались в "конский хвост" на затылке, хвостом же завязывался узел около основания. Окончания волос свободно свисали из узла.