Гейши до поры до времени находились в тени, наблюдая за эфемерным блеском жизни куртизанок, постепенно отвоевывая и расширяя свою собственную нишу. Большую часть времени в Ёсивара мужчины проводили не за занятиями сексом, а за чашками саке, танцами, песнями и весельем.
Собственно, именно этого им не хватало дома, где отношения между супругами были строго кодифицированы, а излишняя веселость могла сказаться на родительском авторитете. Поэтому, кроме собственно проституток, с самого появления квартала Ёсивара в нем работали мужчины-заводилы, совмещавшие функции массовика-затейника, тамады и аккомпаниатора пьяных песен.
Их то и называли гэйся ("искусники"), а также хокэн ("шуты"). В 1751 году в киотосском квартале Симабара появилась первая женщина-заводила. В 1761 году в Ёсивара появилась первая профессиональная женщина-гэйся. Ею была Касэн из дома Огия, сначала работавшая юдзё, но выплатившая все долги и начавшая самостоятельный бизнес. Вскоре женщины-гэйся стали так популярны, что полностью вытеснили с этой работы мужчин. Уже к началу XIX века термин "гэйся" (или гейша, как принято писать в России), стал обозначением исключительно женской профессии.
Вообще, вся история гейш - сплошная летопись небывалых взлетов и падений, едва не стиравших их с лица земли. Впервые киотосские "цветочные кварталы" - ханамати, оказались перед лицом жестокого кризиса после переноса столицы из Киото в Токио в 70-х годах позапрошлого века. Вместе с основными клиентами - членами правительства, крупными чиновниками и высшим офицерством туда переместилась и большая часть доходов. Опасность была столь велика, что, оставшись без столь серьезного источника пополнения бюджета, мэр Киото решил провести в 1875 году специальный праздник - фестиваль гейш. По этому поводу даже была издана брошюра на практически неизвестном тогда в Японии английском языке. Идея оказалась настолько удачной, что фестиваль провели еще несколько раз, а с 1952 года, он проводится дважды в год, и стал своеобразной визитной карточкой Киото.
Период на стыке XIX и XX столетий называют "золотым веком" гейш - престиж профессии был тогда велик как никогда. "Мастериц" насчитывалось в то время в Японии более 25 тысяч, и на поднимающейся волне национализма они были объявлены символом ушедшей эпохи, носительницами рыцарского духа великой Японии. Любовниками гейш не стыдились становиться виднейшие политики, включая премьер-министров, а обнародование таких связей добавляло популярности обеим сторонам. Апофеозом развития патриотических чувств "цветочных дам" стало создание во время русско-японской войны 1904-1905 годов Национальной конфедерации домов гейш. Члены этого "гейшевского профсоюза" ради помощи фронту даже отказались на время от обычая надевать три кимоно, сэкономив на нижнем. Сорок лет спустя гейши снова пожертвовали фронту свои одежды. Японцы шутят, что немалое количество парашютистов разбилось, заглядевшись на свои купола, пошитые из нижних кимоно непорочных майко.
Создание конфедерации не помогло избежать женщинам чрезвычайно трудного периода в 20-30 годах, когда профессия гейш вновь оказалась под угрозой гибели. На этот раз причина скрывалась в повальной моде на всё западное. Япония всё активнее открывалась миру, и в новой стране гейши с их допотопной манерой пения, древним музыкальным инструментом - сямисэном и набеленными лицами казались сущими динозаврами. Именно тогда появились альтернативные гейши, одевавшиеся в европейское платье и отплясывавшие с клиентами чарльстон. Карюкаи - "Мир ив и цветов", как часто называют особую социальную прослойку гейш, раскололся надвое и, одновременно, достиг своего предела численности - в конце 30-х годов гэйко и майко было более 80 тысяч.
Мода на чарльстон прошла, и вместе с нею исчезли гейши-модернистки. Оказалось, что японскому обществу важнее сохранить Традицию, чем ломать ее в угоду прогрессу. Сегодняшние гейши, которых осталось меньше 10 тысяч (в 1947 году их было еще меньше - 2478), внешне точно такие же, как их предшественницы двухсотлетней давности. Гейш по-прежнему приглашают на банкеты - дзасики в чайные дома, где они согласно предварительной договоренности определенное время развлекают гостей: поют, танцуют, шутят, наливают сакэ, в общем делают то, что обычно называют "скрашиванием досуга". Умение это делать стоит даже по японским меркам чрезвычайно дорого (счет может идти на десятки тысяч долларов ), и приглашений год от года становится все меньше. Сегодня позволить себе дзасики с участием таких танцовщиц могут себе позволить либо чрезвычайно богатые люди (а таких в Японии не так уж много), либо крупные фирмы, в бюджетах которых специально предусматриваются расходы "на гейш" - это очень престижно и совсем не зазорно. Помимо установленной платы, которая перечисляется на счета домов, содержащих работниц, сами гейши могут получить наличными чаевые, а могут и не получить - все зависит от клиента и консумация здесь неуместна.
Читайте продолжение:
История гейш
Куртизанки-юдзё
Гейши и cовременная Япония
Информация взята с сайтов:
http://www.japon.ru
http://www.geisha-club.ru
http://www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast.125/date.20050411/
http://putkioto.narod.ru/3eros.html